Неплохим средством, позволяющим научиться преодолевать неумение вести себя в соответствующих жизненных ситуациях, являются
психологические тренинги эффективного поведения, тренинги общения, тренинги личностного роста, психологические тренинги уверенности в себе, тренинги влияния на других людей и т.п. В основе почти всех этих тренингов лежат техники и методики "ассертивной" психотерапии или "Терапии уверенного поведения", разрабатываемой и применяемой в США с 20-х годов прошлого века.
Проблема заключается в том, что обучившийся приемам зффективного поведения человек часто просто не в состоянии применить все то, чему он обучался. Полученные на тренингах знания в конкретных жизненных ситуациях почему-то «рассеиваются», «улетучиваются», забываются. И опять, как и до тренинга, начинает дрожать голос, учащенно бъется сердце, пересыхает во рту… .
Это - проявление т.н. «абреакции на привычный стрессор на вегетативно-эмотивном уровне». Научиться преодолевать их на групповых тренингах - невозможно. Там над устранением таких проявлений индивидуальной личности никто не работает. Их можно устранить только индивидуальными психотерапевтическими проработками, применяя подходящие конкретно для данного человека методики. Самому очень трудно совладать с собой, со своими эмоциями и волнениями, которые являются проявлением засевшей в глубинах психики, непроработанной низкой самооценки, недостаточного уровня самоутверждения и самоуважения.
Очень часто наши посетители говорят, что научились на тренингах каким-то конкретным знаниям поведения: как правильно ходить, как стоять, как улыбаться, как держать руки и т.п. Но внутри - всё осталось по-прежнему.
На тренингах обучают конкретным правилам и приёмам поведения, но не занимаются устранением индивидуальных глубинных причин робости и стеснительности. А причины этого часто кроются в детстве.
Тренинги личностного роста, эффективного поведения, самопрезентации, умения противостоять влиянию и воздействиям на себя со стороны других людей, - для многих сегодня в нашей стране вещит не просто нужные, а необходимые. Но успешное использование полученных на них знаний и навыков для многих людей возможно только при условии, если они освободились от своих индивидуальных глубинных комплексов, проявлений застенчивости и
неуверенности в себе.